Опасности школьной жизни.

Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.

Как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку, без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности. В большей степени это относится к так называемым гиперактивным детям. Им никак не усидеть за партой. Они расторможены, неумеренны в движениях, иногда вскакивают с места, отвлекаются, говорят громко, даже когда их просят этого не делать. Такие дети не всегда ощущают дистанцию между собой и педагогом. Среди них много драчунов, легко возбуждающихся и даже агрессивных по отношению к одноклассникам. Осуждать и наказывать гиперактивных детей бесполезно, они нуждаются в помощи специалистов.

Есть дети с иной проблемой, связанной с нервной системой. Они также не способны высидеть весь урок, уже через четверть часа теряют интерес к занятию, смотрят в окно, отвлекаются. Они не шумят, не выкрикивают с места, не мешают объяснениям учителя. Речь идет о детях, у которых быстро наступает утомление, нервная система которых легко истощается. Внимательный учитель предложит такому ребенку индивидуальный график работы. К сожалению, не все учителя быстро реагируют на подобное поведение школьников. В силу свой занятости, желания сделать на уроке как можно больше, они увеличивают темпы работы и не замечают "отстающих". В этом случае весьма полезно корректное вмешательство родителей, которые лучше знают своего ребенка, его особенности и в частной беседе могут подсказать учителю выход из создавшейся ситуации.

Многие первоклассники берут с собой в школу игрушки. Родителям не стоит запрещать им это. Надо лишь объяснить, что играть можно только на перемене. Беря с собой в школу любимую игрушку, ребенок чувствует себя защищенным. Особенно важно чувство защищенности для робких, тревожных и застенчивых детей. Они с трудом включаются в игры, не могут сблизиться с одноклассниками. Это будет позже. А пока пусть будет рядом любимая игрушка.

Как уже говорилось, начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.

В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.

Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и так или иначе влияют на все сферы деятельности ребенка в школе.

1. Реакция активного протеста. Ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им играть, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева.

И в семье и в школе Денис проявляет себя подвижным, впечатлительным и реактивным ребенком. Мальчик тяжело переносит всякое ожидание: начинает нервничать, становится непослушным, невнимательным. Он не терпит никаких замечаний, сразу возражает, громко кричит и плачет.

2. Реакция пассивного протеста. Ребенок редко поднимает руку на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм. У него преобладает подавленное настроение, страхи.

Костя сидит лицом к учителю. Он спокоен, его взгляд устремлен в окно, вернее во двор. Костя ничем не нарушает дисциплину в классе, но за ходом урока не следит. Один из учеников ошибся у доски, весь класс смеется. Костя равнодушен к происходящему в классе, по-прежнему смотрит в окно: во дворе мальчики играют в футбол.

3. Реакция тревожности и неуверенности. Ребенок пассивен на уроке, при ответах наблюдается напряженность, скованность, на перемене не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. Он, как правило, тревожен, часто плачет, краснеет, теряется даже при малейшем замечании учителя. Иногда выражение реакции тревожности сопровождается тиками, заиканием, а также учащением соматических заболеваний (головная боль, тошнота, ощущение усталости и т. п.).

Рита - девочка застенчивая, робкая, теряется перед учителем и ребятами, отвечает тихо, неуверенно. Если попросить ее говорить громче, она расплачется. Рита старается быть незаметной на уроке, но принимает поддерживающие знаки учителя ("глаза в глаза", прикосновение, одобряющая улыбка и т. д.). Безусловно, такому необщительному и тревожному ребенку требуется внимание и забота.

Первый класс школы - один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.

Приспосабливаясь к школе, организм ребенка мобилизуется. Но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны.

Однако опасности поджидают не только первоклассников. Дети начальной и средней школы могут столкнуться с такими проблемами, как травмы, мобильные телефоны и «спайсы»

1. После долгих летних каникул у детей часто возникают проблемы с дисциплиной. На переменах они носятся по коридорам, лестницам и классам, забывая о том, что все же находятся в закрытом помещении и у них ограниченное пространство. Результатом таких «полетов» по школе нередко являются травмы, с которыми ученики попадают в больницы. Чаще всего это несчастные случаи. Например, кто-то хлопнул ребенка по плечу, а тот, не глядя, отмахнулся от удара и попал по законам жанра не тому, кто его ударил, а совсем другому, в нос. Результат — пострадавшего везут на «скорой» со сломанным носом в больницу.

2. Мобильный телефон влечет за собой своеобразный шлейф проблем и для детей, и для родителей, и для учителей. Самое удивительное, что наиболее распространенную неприятность, связанную с гаджетом, провоцируют сами родители, которые решают приобрести дорогой телефон сыну или дочери. Именно дорогие мобильники чаще всего и исчезают! Причиной этого явления в 70% случаев является невнимательность самих малолетних хозяев. Малыши одним своим неуклюжим движением теряют большую часть зарплаты родителей: то ранец забыли закрыть, то карманы неглубокие... Добавьте к этому еще и непонимание детей и подростков ценности таких вещей, а так же вред здоровью ребенка. Поскольку телефон распространяет электромагнитное излучение, а сам он находится близко к телу человека, существует опасение о вреде этого излучения здоровью. Это излучение не является ионизирующим, но способно вызывать локальное повышение температуры живых тканей и, по утверждениям некоторых учёных, приводить к возникновению хромосомных аберраций в клетках. В качестве основного возможного эффекта длительного воздействия радиочастотных полей рассматривается рак (опухоли головного мозга). Особенно чувствительны к излучению мобильных телефонов дети. Ученые предупреждают, что дети, пользующиеся мобильными телефонами, подвергаются повышенному риску расстройства памяти и сна. Основная причина расстройств заключается в электромагнитном излучении малой интенсивности, которое способно проникать в менее массивный и более тонкий череп ребенка. Это излучение влияет на мозговые ритмы, может нанести вред иммунной системе ребенка, которая находится в процессе развития. Эффект вредного электромагнитного излучения подобен помехам на радио, излучение приводит к:

  • Нарушению стабильности клеток организма
  • Нарушению работы нервной системы
  • Появлению головных болей
  • Потере памяти
  • Расстройству сна

3. Спайс» — опасное для жизни наркотическое средство. Употребление его подростками распространено потому, что он относительно недорогой и легкодоступный. Подростки в силу своего возраста стремятся «попробовать в жизни все». Особенно тогда, когда это «все» им предлагают их старшие «друзья». Сотрудники школы сразу стремятся сообщить в инспекцию об учениках, которых они подозревают в употреблении этого наркотика. Таким образом учителя стараются уберечь подростков от непоправимых ошибок. Инспекторы проводят проверку, и если выясняется, что ребенок употребляет этот наркотик, то сразу начинают искать, кто продал или дал его малышу.

Каждую неделю инспекторы по делам несовершеннолетних посещают школы района, чтобы рассказать и показать специально созданный фильм на эту тему и предупредить подростков об опасности «спайсов». — В начале сеанса дети хихикают, особенно когда в фильме видят подростка, который раздевается и кричит. Однако, когда начинаешь объяснять, что это кадры смерти их сверстника, им становится не до смеха. Под воздействием «спайса» у того парня отключился участок мозга, который отвечает за дыхание. Из-за этого ему казалось, что он не может дышать. Парень разделся и выскочил на улицу через окно. Это была очень мучительная смерть для подростка.

Сложностью является то, что наркотическая зависимость, которая возникает от употребления «спайса» фактически не лечится. Если обычного наркомана можно забрать в стационар и очистить кровь от наркотиков, то зависимых от «спайсов» так «почистить» невозможно, так как травмированный мозг уже нельзя поскрести... Поэтому, если родители заметили, что их ребенок стал агрессивным, в доме начали пропадать деньги и другие ценные вещи или ребенок хотя бы раз пришел домой в непонятной эйфории, то лучше сразу обратиться за помощью. Если с подростком провести своевременные профилактические беседы, объяснить, почему курение «спайса» опасно для жизни и психического здоровья, то ребенка еще возможно спасти.

Необходимо помнить, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно воспитывать своего ребенка так, чтобы он осознал необходимость укрепления своего здоровья.

 

Заведующая 1-го педиатрического отделения Ю.В.Жибуль

УЗ<15 городская детская поликлиника>

 

Телефон экстренной психологической помощи детей и подростков:
(017) 246-03-03